Основными поводами для переезда из офиса в ЦОД, как правило, становятся эксплуатационные сложности: поддержание температурно-влажностного режима, нестабильность электропитания, борьба с пылью. Но за причинами очевидными остаются незамеченными другие, не менее значимые факторы.
Эксплуатационная команда
Кто отвечает за стабильность IT-инфраструктуры в офисе? Системные администраторы, которые работают по принципу «и чтец, и жнец, и на дуде игрец». Они следят за кондиционерами, контролируют обеспыливание, покупают, подключают и обслуживают источники бесперебойного питания, мониторят работу серверного оборудования, занимаются апгрейдом и пр. Даже при условии, что ремонт климатических систем и сетей электроснабжения берут на себя подрядчики, от администраторов все равно ждут разноплановых технических навыков и компетенций. Закапал конденсат из блока кондиционера, компрессор работает вхолостую? Он фиксирует проблему, вызывает подрядчиков, принимает акт. ИБП выключается во время работы, гудит, неправильно определяет нагрузку или входное напряжение? Администратор либо сам ремонтирует устройство, либо отвозит в сервис. В любом случае, от него зависит буквально все, и это сильно сказывается на скорости реагирования на инциденты.
В ЦОД в службе эксплуатации каждую систему контролируют узкие специалисты:
- за ДГУ следят инженеры по обслуживанию дизель-генераторных установок,
- за системами вентиляции и кондиционирования — сервисные инженеры и механики холодоснабжения,
- сервера подключают и настраивают инженеры серверного оборудования,
- работу системы бесперебойного электроснабжения ЦОД обеспечивают инженеры-электрики,
- за охрану труда и электробезопасность отвечает специалист по охране труда,
- бесперебойную связь по волоконно-оптическим линиям обеспечивают инженеры ВОЛС и т.д.
Диспетчер мониторинга и управления инженерными системами
Для клиентов дата-центра не важно, занимает их оборудование 3 юнита в стойке или часть зала — IT-систему все равно обслуживает целая команда грамотных инженеров и техников.
Риски застрахованы
Что будет с персональными данными ваших клиентов, документами, проектами и процессами, если в серверной случится пожар или оборудование пострадает от прорыва канализации?
В ЦОД с данными ничего не случится. Во-первых, все резервируется. Во-вторых, все застраховано. У нас, например, имущество и гражданская ответственность застрахованы в ОАО «АльфаСтрахование». Причем все имущество, от здания и вспомогательных сооружений до инженерного оборудования и сетей, включая чиллеры, прецизионные кондиционеры, систему пожаротушения, ДИБП, ДГУ. Имущество застраховано от всех возможных рисков, в том числе повреждения, гибели и утраты имущества вследствие пожара, стихийного бедствия, взрыва газа, повреждения водой, противоправных действий третьих лиц и даже падения летающих объектов.
Помимо финансовой составляющей, у страховки есть еще один плюс — перед заключением договора страхователь проходит сюрвейерскую проверку по страховым рискам. Когда с сюрвейерской проверкой в GreenBushDC приезжали независимые эксперты, они изучали кризисные факторы и потенциальные угрозы, оценивали и анализировали эффективность системы управления рисками. Для нас такая проверка стала дополнительным техническим аудитом: мы посмотрели, где и что можно доработать, как усилить и продублировать. Для страховщика рапорта сюрвейера стал подтверждением — в ЦОД учтены потенциальные угрозы, работает система их предупреждения, риски возникновения страхового случая минимальны.
Повышенная безопасность
Операторов персональных данных Роскомнадзор проверяет на соответствие Федеральному закону № 152-ФЗ «О персональных данных». Компании, работающие с платежными системами банковских карт, проходят сертификацию и ресертификацию по стандарту PCI DSS v3.2.1. Финансовые организации Банк России проверяет на соответствие лицензионным требованиям и требованиям законодательства в сфере финансовых рынков.
Во всех этих случаях аудиторы и инспекторы обращают внимание на контролируемый доступ к месту хранения и обработки данных, технические средства защиты информации, в том числе на серверах для осуществления переводов денежных средств. В ЦОД контроль физического доступа обеспечивает трех- и четырехуровневый контур безопасности, система разграничения допусков в машинные залы. Для дополнительной защиты есть возможность выделить часть машзала, установить дополнительный периметр, СКУД, датчики объема и другие средства контроля допуска.
Система разграничения доступа
И еще один деликатный момент — в офисе проверяющие могут пройти в серверную прямо с порога. В ЦОД так не получится — инспекторы попадут к оборудованию не раньше, чем через 30 минут после предъявления поручения, заявки или ордера. Практика показывает, что в случае с внеплановой проверкой эти 30 минут форы могут оказаться очень и очень полезными.
Больше гибкости
Если вы захотите сменить провайдера в офисе, запаситесь терпением — к вам приедет представитель, оценит возможность подключения или прокладки ВОЛС, оставит договор, запланирует работы по графику...В дата-центре с этим проще, потому что есть несколько вариантов связи. В GreenBushDC это собственные линии до ММТС-9, выделенные L2-каналы, ВОЛС и 20 операторов. На выбор.
Компания растет? Прямо в ЦОД можно арендовать склад или офис для дежурного персонала, на время запуска стартапа подключить дополнительные мощности и услуги, а в сезон низких продаж оптимизировать расходы за счет перехода на более экономичные тарифы.
Офисы для дежурного персонала клиентов
В стандартных условиях бизнес-центра и даже собственного офисного здания сложно добиться такой гибкости.
Для малого, среднего и крупного бизнеса ЦОД закрывает 90% вопросов в обслуживании IT-инфраструктуры. Этого достаточно, чтобы снять с менеджмента непрофильную нагрузку, перевести часть капитальных затрат в операционные, оптимизировать ресурсы и получить более гибкую, управляемую и защищенную IT-систему.