Дата-центр дата-центру рознь. И разница здесь не только в масштабе и уровне Tier — разница в модели работы.
Корпоративный дата-центр
Когда вы строите или покупаете ЦОД исключительно для собственных нужд, вы получаете корпоративный ЦОД. В нем размещается только ваше оборудование и мощности используются только под ваши проекты, а все данные под контролем ИТ-отдела компании. Размер не имеет значения. Корпоративный ЦОД может быть гигантским, как «Южный порт» Сбербанка или небольшим, как модульный дата-центр «Норникель».
Бизнес строит собственный центр обработки данных, когда для деятельности критично:
-
Ювелирно кастомизировать IT-инфраструктуру под бизнес-процессы и потребности, в том числе и на перспективу,
-
Обеспечить полный контроль над данными и вычислительными мощностями,
-
Мгновенно реагировать на конъюнктуру рынка и изменения законодательства.
Главной предпосылкой для строительства дата-центра был и остается баланс финансовой и репутационной составляющей: когда показатели упущенной выгоды и уровень деловой репутации при владении корпоративным дата-центром сравниваются с расходами на его строительство и эксплуатацию.
Если бы все было так просто и выгодно, все крупные компании строили бы ЦОДы под себя. Но не всем это по карману. Forrester Research, американское агентство исследования IT-рынка, оценивает возведение «коробки» дата-центра и устройство систем физической безопасности в 2,152$ за 1 кв. м. Проект, монтаж и запуск системы предупреждения возгорания и пожаротушения обходится еще в несколько десятков тысяч долларов. 3-5% от общей суммы строительства каждый год тратится на обслуживание основных объектов IT-инфраструктуры.
У Schneider Electric есть интересный калькулятор расходов на организацию ЦОД. Понятно, что расчеты приблизительные, но на порядок цифр можно ориентироваться.
Исходя из совокупной стоимости владения дата-центром, становится очевидно — собственный проект доступен лишь крупнейшим игрокам телекоммуникационного и финансового рынков. Остальным придется либо дорасти до этого уровня, либо выбрать для бизнеса ЦОД другого формата, например, коммерческий.
Коммерческий или аутсорсинговый ЦОД
GreenBushDC — классический пример коммерческого ЦОДа. В машзалах дата-центра размещают оборудование крупные компании и малый бизнес, арендуют сервера стартапы, хостятся онлайн-проекты.
Здесь на стороне клиента ответственность за хранение и обработку персональных данных, администрирование сервера, а в зоне управления аутсорсера физическая безопасность оборудования, стабильность электроснабжения и связи, нормирование климатических параметров. Весь спектр этих отношений регулирует SLA — соглашение о качестве услуг. Он регламентирует буквально все, от KPI качества и сроков реализации услуг до правовых нюансов.
Одним из вариантов коммерческого дата-центра является облачный центр обработки данных (IaaS) — виртуальный ЦОД для бизнеса, которому важен быстрый старт и мгновенное масштабирование. В формате IaaS клиент получает в свое распоряжение несколько виртуальных машин, развернутых на физических серверах дата-центра, но конфигурировать сети, управлять базами данных и нагрузкой он может самостоятельно.
Тип бизнеса и ЦОД
Облачные дата-центры предпочитают IT-компании и разработчики ПО. В основном, под тестовые среды и резидентные базы данных, а также для размещения приложений с критичными параметрами ответа сервера. Моделью аутсорсингового ЦОДа ограничивается бизнес, для которого реализация корпоративного дата-центра нецелесообразна. При этом, если малому бизнесу достаточно VDS/VPS или dedicated, то средние и крупные предприятия выбирают ЦОД по принципу диверсификации, например, используя IaaS для одних проектов и colocation для других. Гиганты рынка и бизнесы национального масштаба тоже не ограничиваются собственными мощностями, резервируя часть вычислительных ресурсов и критичные приложения в облаках у надежных аутсорсеров.
У каждого правила есть исключение, поэтому мы не претендуем на истину в последней инстанции. Если ваша модель бизнеса на 100% не подпадает ни под один из форматов и вы не знаете, какой ЦОД выбрать, возможно, вам нужно индивидуальное решение. Напишите или позвоните — нам есть что предложить.